Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озёрных грустил берегов.
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест
шагов.
А.Ахматова В Царском
селе 1911 г.
В становлении нового литературного языка огромная роль принадлежит
А.С. Пушкину. (О Пушкине и Ломоносове в этой связи я уже писала,
см. статью «И мы сохраним тебя, русская
речь…») http://lakshmi.tmweb.ru/?p=1189
Не менее ценный вклад внес также и Н.М.Карамзин. Он, о словам А.С. Пушкина, «…освободил
язык от чуждого ига и возвратил ему свободу, обратив его к живым источникам народного слова». На рубеже ХУШ и Х1Х
вв. проблемы развития отечественного языка волновали многих образованных людей
того времени. В это время возникали различные литературные общества. Одно из
первых таких обществ было Общество любителей российской словесности,
образованное в 1911 г. при Московском университете. Русский язык развивался на
народной основе, а окончательное становление русского литературного языка и
закрепление его норм происходит вначале Х1Х
в. в эпоху А.С. Пушкина. В эпоху классицизма в России сложилась и новая
художественная литература. «Новая словесность», по словам Пушкина. Была «плодом
новообразованного общества. Так, В.К. Тредиаковский опубликовал в 1735 г. статью
«Новый и краткий способ к сложению
российских стихов», эта система сложения стихов лежит в основе русской поэзии и
сегодня. О вкладе М.В. Ломоносова в русскую словесность я уже писала, хотела бы
добавить, что он тоже писал о российском стихосложении и российской прозе. В
1739 г. было опубликовано «Письмо о правилах российского стихотворства.
Крупнейшим поэтом Х1Х
в. был всем известный Г.Р. Державин, заслугой которого была
демократизация поэтического слова. Он смело сочетал «высокий» и «низкий» стиль,
внес элементы живой разговорной речи в литературный язык, называл поэзию «говорящей
живописью».
В развитии русской
культуры роль А.С. Пушкина неоценима. Прекрасно
это выразил Н.В. Гоголь: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском
национальном поэте… Пушкин есть явление
чрезвычайное и, может быть,
единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком
он, может быть, явится через двести лет»…
И позволю себе закончить статью известным стихотворением
А.С. Пушкина.
Exegi monumentum
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.**
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспаривай глупца.
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.**
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспаривай глупца.
Комментариев нет:
Отправить комментарий